С 01 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон«О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 года № 426-ФЗ.
В соответствии с п.2 статьи 4 этого закона работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда (СОУТ).
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В случае, если до дня вступления в силу Федерального закона № 426 от 28.12.2013 года в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, СОУТ в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение 5 лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев, связанных с проведением внеплановой СОУТ.
Ответственность за отсутствие СОУТ
Начиная с 01 января 2015 года, изменилась ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) на рабочих местах или ее отсутствие.
С 01 января 2015 года вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, введена новая статья КоАП 5.27.1.
За отсутствие СОУТ предусмотрены административные штрафы
При повторном нарушении - наложение административного штрафа
Внеплановая специальная оценка условий труда
Поводом для проведения внеплановой СОУТ могут быть ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, получение работодателем предписания государственного инспектора труда, изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве или выявленное профессиональное заболевание, наличие предложений от первичных профсоюзных организаций.
Внеплановая СОУТ проводится в течение 6 месяцев со дня наступления случаев, дающих повод для внеплановой СОУТ.
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для:
1) разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
2) информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
3) обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
4) осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
5) организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
6) установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
7) установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
8) расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
9) обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
10) подготовки статистической отчетности об условиях труда;
11) решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
12) рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
13) определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
14) принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
15) оценки уровней профессиональных рисков;
16) иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Подготовка к проведению специальной оценки условий труда:
Работодатель образует комиссию по проведению СОУТ (число членов комиссии - нечётное). Комиссию возглавляет работодатель или его представитель. Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя.
Комиссия утверждает график проведения специальной оценки условий труда
Комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда.
Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах:
Идентификация осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией.
Идентификация проводится в отношении всех рабочих мест работодателя, за исключением мест, указанных в части 6 Статьи 10 Федерального закона № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда».
Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам идентификации не выявлены, работодателем подается в государственную инспекцию труда по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение 5 лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Действие указной декларации прекращается в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 11 Федерального закона № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда», на таких рабочих местах работодатель обязан провести внеплановую специальную оценку условий труда.
По истечении срока действия декларации и в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, указанных в части 5 статьи 11 Федерального закона № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда», срок действия декларации считается продленным на следующие пять лет.
Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов
Все идентифицированные вредные и (или) опасные производственные факторы подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям.
Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляются испытательной лабораторией, экспертами и иными работниками организации, проводящей СОУТ.
В целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса:
• физические факторы — аэрозоли преимущественно фиброгенного действия, шум, инфразвук, ультразвук воздушный, вибрация общая и локальная, неионизирующие излучения (электростатическое поле, электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Герц), переменные электромагнитные поля, в том числе радиочастотного диапазона и оптического диапазона (ультрафиолетовое), ионизирующие излучения, параметры микроклимата (температура воздуха, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха), параметры световой среды (искусственное освещение (освещенность) рабочей поверхности);
• химические факторы — химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны;
• биологические факторы — патогенные микроорганизмы (условия труда отдельных категорий работников-относят без проведения измерений);
• тяжесть трудового процесса — показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и на функциональные системы организма работника;
• напряженность трудового процесса — показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника.
Возможность использования данных производственного контроля, полученных не ранее чем за шесть месяцев до проведения специальной оценки условий труда.
По результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.
В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей СОУТ, на одну степень в соответствии с методикой.
Результаты проведения специальной оценки условий труда
Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении.
Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.
Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
Работодатель организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течениетридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
ООО «ОФИСКОМПЛЕКТ»
+7 (343) 311-04-71, +7 992-011-50-55
г. Екатеринбург, ул. Белинского, 56, офис 810
620026, г. Екатеринбург, ул. Белинского, дом 56, офис 810
Телефон/факс: (343) 311-04-71
+7 992 011 50 55 (офис)